Первый теракт во Всемирном торговом центре Нью-Йорка. 1993 год.

Ахмед Рамзи Юсуф.

Первый теракт во Всемирном торговом центре Нью-Йорка.

В Соединённых Штатах Рамзи Юсуф появился очередной раз 1 сентября 1992 г. К этому времени в его распоряжении имелась прекрасно законспирированная и подготовленная террористическая ячейка, опирающаяся на связи с последователями «слепого шейха» Умара Абд аль-Рахмана. 


На этот раз в планы Рамзи Юсуфа входило совершение мега теракта, который должен был потрясти не только США, но и весь западный мир. Он рассчитывал нанести удар по символу западного мира, знаменитым «башням-близнецам», Всемирному торговому центру, расположенному в центре Манхеттена, в самый час пик, когда внутри небоскрёбов будет находиться, по меньшей мере, около 200 тысяч человек. 

За несколько месяцев до этого Рамзи Юсуф лично обследовал Всемирный торговый центр. Он обратил внимание на то, что охрана не досматривает машины, въезжающие на подземную стоянку.  Пару раз, чтобы быть избежать каких-либо   осложнений, Рамзи Юсуф забивал автомобиль тряпичными муляжами, имитирующими мешки с взрывчатым веществом, и въезжал в подземные гаражи, оставляя на некоторое время машину на стоянке ФБР, которая располагалась на втором этаже, под северным небоскрёбом. Ни разу ни один охранник не удосужился заглянуть в машину, несмотря на то, что рядом находился полицейский пост, центр связи, микроавтобусы спецподразделения нью-йоркской полиции и бронированные лимузины конгрессменов, а также транспортные средства ФБР. 

Трое членов террористической ячейки Рамзи Юсуфа -  Нидаль Ияд, Абд аль-Рахман Ясин и Махмуд Абу Халима -  приобрели несколько тон химических удобрений типа «урия – нитрат»[1] и нитроглицерин, другие химические компоненты, необходимые для изготовления взрывчатого вещества. Всё это было перевезено в Нью-Джерси в ангар, который ещё в начале января был снят в наём Рамзи Юсуфом и Мухаммадом Саламе. В специально оборудованной лаборатории Рамзи Юсуфом было изготовлено около 700 килограммов взрывчатого вещества. По расчетам террористов, этого количества  было вполне достаточно, чтобы разрушить целый городской квартал. 

23 февраля 1993 г. Мухаммад Саламе   в агентстве по прокату автомобилей «Рейдер», чей офис располагался в Нью-Джерси, арендовал микроавтобус «Форд Эконолайн», который должен был послужить «адской машиной». В тот же день Рамзи Юсуф и Ахмад Аджадж  установили в машине взрывное устройство огромной мощности, весом в 670 килограмм, прикрепив к нему три газовых баллона, которые должны были увеличить разрушительную силу. В дополнение ко всему Рамзи Юсуф положил на пол салона автомобиля две большие ёмкости, в которых находилась кислота sulfuric и содиум-цианид. При взаимодействии эти два химические вещества образовывали смертельный газ, схожий с газом «Циклон – Б». В годы Второй мировой войны нацисты широко использовали этот газ в концентрационных лагерях, уничтожая евреев. 

Исламисты начали беспрецедентную террористическую войну на территории Соединённых Штатов. За несколько дней до теракта Рамзи Юсуф обратился за помощью к некому иорданскому студенту по имени Ияд Исмаил, известному своими связями с исламистами «слепого шейха». Рамзи Юсуфу необходим был «проводник». Ияд Исмаил долгое время проработал таксистом в Нью-Йорке и свободно ориентировался на улицах Манхеттена. Машина со смертельным грузом должна была  оказаться в конечном пункте назначения, не запутавшись в сумасшедшем городском движении Нью-Йорка. 

26 февраля 1993 г. в 11:15 по нью-йоркскому времени к «Близнецам» подъехали три человека. За рулём желтого микроавтобуса «Форд Эконолайн»   сидел Ияд Исмаил, рядом с водителем -  Рамзи Юсуф. Следом за ними на легковом автомобиле в подземную стоянку въехал Мухаммад Саламе. 

В 11:55  «Форд Эконолайн» припарковался на втором этаже подземного гаража рядом с машинами ФБР. Несмотря на то, что стоянка в этом месте была   запрещена, никто из охранников не обратил внимание на микроавтобус. Ияд Исмаил вышел из машины и пересел к Мухаммаду Саламе, на машине которого должны были скрыться террористы. В это время Рамзи Юсуф  осмотрелся и, убедившись, что за ним никто не наблюдает, быстро распахнул задние двери микроавтобуса и проскочил вовнутрь. С завидным хладнокровием он прикрепил к 670- килограммовой бомбе тонкий фитиль и, чиркнув зажигалкой, присоединился к Ияду Исмаилу и Мухаммаду Саламе, ожидавшим его во втором автомобиле. 

Времени у террористов было более чем достаточно: горение фитиля было рассчитано как минимум на 15 – 20 минут. Чтобы предотвратить выделение дыма, Рамзи Юсуф предусмотрительно покрыл фитиль слоем резины. В 12:05 их автомобиль беспрепятственно выехал из подземной стоянки и влился в городское движение, с каждой минутой всё дальше удаляясь от «Близнецов». 

В 12 часов 18 минут северный небоскрёб комплекса Всемирного торгового центра содрогнулся от сильного толчка. Взрыв был настолько сильным, что в его эпицентре образовалась гигантская дыра радиусом в 70 метров и глубиной в 6 этажей. Позднее эксперты определили, что мощность взрыва составила 360 килограммов в тротиловом эквиваленте. 20-синтиметровые бетонные перекрытия рухнули, словно гипсовые перегородки, похоронив под собой станцию нью-йоркского метрополитена. Десятки пассажиров оказались между развалинами. Лобби отеля «Виста», находящееся прямо над эпицентром взрыва, было почти полностью уничтожено. Взрывная волна вырвалась наружу и страшным смерчем пронеслась по прилегающим к «Близнецам» нью-йоркским улицам. В радиусе 90 метров  были выбиты все автомобильные стёкла. Внутри подземной стоянки  начался сильный пожар - горели асбестовые перегородки. Едкий, ядовитый дым через лестничные пролёты быстро распространился по всем 110 этажам небоскрёба. Сильнейший пожар заблокировал почти все выходы из здания. По меньшей мере 40 тысяч человек оказались отрезанными от внешнего мира в небоскрёбе, переполненном едким, удушливым дымом. 

Рамзи Юсуф рассчитывал, что в результате мощного взрыва фундамент просядет и северное здание рухнет на южное, похоронив под собой около 200 тысяч человек. К счастью, здание  выстояло.  Взрыв «урия-нитрата», в отличие от стандартной взрывчатки, выделяет огромное количество газов, которые и образуют взрывную волну. Эти газы почти сразу сгорают, не успевая охватить большой радиус. Кроме того, начальная скорость «урия-нитрата» почти вдвое меньше чем, положим, у тротила. Волна прошла по нижним этажам подземного гаража, не причинив ущерба несущим конструкциям и фундаменту.    Так же не образовался отравляющий газ, поскольку из-за чрезвычайно высокой температуры емкости с ингридиентами  сгорели практически мгновенно, ещё до того как началась химическая реакция. 

В результате теракта полностью были выведены из строя системы связи и электроснабжения.  Это привело к тому, что люди оказались заблокированными в лифтах и офисах небоскрёба.  Широкомасштабные спасательные работы начались лишь через несколько часов и продолжились до поздней ночи. 

Ужас, творившийся внутри, невозможно описать.  Эдвард Берген, 38-летний пожарник, одним из первых смог пробиться к эпицентру взрыва:

«…Мы смогли подобраться к месту взрыва. Попытались пробиться во внутрь развалин. Всё было разрушено. Крики и стоны были слышны со всех сторон. Вдруг, передо мной предстала картина, самая жуткая, которую мне только приходилось видеть в своей жизни. Кто-то вышел из развалин объятый пламенем. Он был мужчиной, примерно 50-ти лет. Наполовину обуглившееся мясо, буквально сползало с него кусками. Он выглядел, словно зомби из фильма ужасов. Я знал, что у него не было шансов…» 

Здание было окутано мраком и едким дымом. Телефонная связь не работала. Единственное, что продолжало функционировать, - это усовершенствованная система кондиционирования. Только благодаря ей люди не задохнулись от дыма. 

Группы спасателей в сильном дыму прошли по тысячам офисов, разыскивая людей. Среди спасённых оказалось несколько десятков малышей.  На выходные дни их привезли из детского сада на экскурсию. Малыши провели более пяти часов в лифте, застрявшем на 35 этаже, пока спасатели не вытащили их наружу. 

22 человека поднялись на крышу небоскрёба,  на высоте 110 этажей в феврале месяце им пришлось провести несколько часов, страдая от нестерпимого холода, пока за ними не был выслан спасательный вертолёт. 

В конечном итоге в тот трагический день было эвакуировано более 15 тысяч человек. Большая часть людей, находившаяся в здании во время взрыва, смогла самостоятельно выбраться наружу. Люди находились в состоянии глубочайшего психического шока. Многочасовой спуск по задымлённым лестничным пролётам, окутанным непроницаемым мраком, превратился в нескончаемую пытку. Большая часть   пострадала от отравления дымом. Выйдя наружу, они падали на асфальт, жадно хватая ртом   воздух. Носоглотка у всех была покрыта толстым налётом чёрной, ядовитой сажи. Практически все до единого страдали от головокружения, рвоты и раздражения глаз. 

Вся Америка находилась в шоке. Несмотря на то, что о причинах взрыва официально было объявлено лишь спустя несколько дней, ни у кого не возникало сомнения, что речь идёт о террористическом акте. 

Ранее террор был чем-то очень далёким, во всяком случае, не из этого мира. Полная неожиданность. Обезумевшие от страха люди в панике бежали по улицам Манхеттена, не понимая, что происходит вокруг. Взрыв?… Террор?... Машина, начинённая взрывчаткой, здесь, в центре Манхеттена?... Мир сошёл с ума! 

В результате теракта погибло 6 человек, среди которых была женщина, находившаяся на последнем месяце беременности. Последнюю, шестую, жертву извлекли из-под завала спустя пару недель во время восстановительных работ. Более 1000 человек получили ранения, из них более 50 были госпитализированы в больницы в критическом состоянии. Прямой материальный ущерб от теракта составил около 1 миллиарда долларов. 

Был ли Осама бин-Ладен замешан в этом теракте, сказать сложно, поскольку «шейх моджахедов» никогда не брал на себя ответственность. Даже когда он лично планировал теракты, он ограничивался лишь поощрениями тех, кто их совершал. Он так же никогда не признавал своё знакомство с Рамзи Юсуфом. По прошествии нескольких лет, после фиксации Рамзи Юсуфа, в интервью радио «ABC» Осама бин-Ладен, лишь скромно потупив взгляд, в свойственной ему манере заметил:

«…Ахмед Рамзи Юсуф стал известен всем мусульманам после взрыва в Международном торговом центре. К сожалению, я не знал его до этого. Я помню его как мусульманина, который защищал ислам от американских агрессоров. Он сделал это для того, чтобы дать американцам знать, что их правительство нападает на мусульман за тем, чтобы поддержать евреев. Американцы ещё увидят много последователей Ахмеда Рамзи Юсуфа…”. 

В другом телевизионном интервью Осама бин-Ладен назвал Рамзи Юсуфа «символом и учителем», указавшим мусульманам всего мира истинный путь правоверных. 

В тот же день, когда был совершён теракт во Всемирном торговом центре, сразу девять исламских террористических организаций взяли на себя ответственность за него. На следующий день ещё одна - ранее неизвестная -  террористическая организация, именующая себя «Пятый батальон армии освобождения», взяла ответственность за организацию взрыва.  В какой-то момент власти США были склонны обвинить боснийских сербов, которые могли совершить это нападение в отместку за натовские бомбардировки бывшей Югославии и поддержку боснийских мусульман. Однако эта версия была   отвергнута. 

28 февраля 1993 г., спустя 46 часов, большие силы безопасности -  нью-йоркская полиция, агенты ФБР и АТФ -  стали сантиметр за сантиметром исследовать гигантскую воронку, пытаясь найти отдельные фрагменты взрывного устройства или машины, в которой оно находилось. Были собраны сотни проб, которые тут же отправлялись в химическую лабораторию, чтобы определить тип взрывчатки. 

Ближе к полудню двое агентов, работавшие на втором этаже подземной стоянки, обнаружили кусок сильно искореженного металла весом в 20 килограмм. Поскольку этот кусок был намного сильнее повреждён, чем всё, что находилось в районе гигантской воронки, агенты решили, что это могло быть фрагментом той самой машины, в которой было спрятано взрывное устройство. Этот кусок металла был сразу же переправлен в криминалистическую лабораторию ФБР. Следователям повезло, на нем оказался выбит номер. Дело в том, что на корпусе любого автомобиля в нескольких местах выбивается свой уникальный номер, который является своеобразным паспортом. Это была чрезвычайно важная улика, настоящий прорыв в следствии. 

Проверив данные по компьютеру, сверив страховки и другие данные, следователи смогли с абсолютной точностью определить не только марку машины, но и её владельца. Микроавтобус «Форд Эконолайн», числившийся в угоне с 26 февраля 1993 года, принадлежал агентству по прокату машин «Рейдер» расположенному в нескольких часах езды от Нью-Йорка в Нью-Джерси. Машина была арендована Мухаммедом Саламе, уже известном ФБР своими связями с исламистами. 

4 марта 1993 года Мухаммед Саламе явился в офис агентства «Рейдер», чтобы забрать оставленный залог в размере $400. На эти деньги он собирался приобрести авиабилет, чтобы скрыться с Соединённых Штатов. Однако вместо служащего компании, за стойкой агентства находился сотрудник ФБР. Ещё более десятка секретных агентов ФБР расположились на крышах соседних домов, за деревьями и в частных автомобилях. Мухаммеда Саламе задержали в тот момент, когда он спокойно выходил из офиса агентства «Рейдер». 

Самого Рамзи Юсуфа захватить не удалось. В тот же день, когда произошёл взрыв, он под своим настоящим именем Абд эль-Басит Махмуд Абд аль-Карим вылетел в Пакистан, так как заранее приобретя себе билет бизнес-класса. 

Спустя шесть дней, 10 марта 1993 г., был арестован Нидаль Ияд. Тогда же были задержаны и остальные террористы: гражданин Ирака Абд аль-Рахман Ясин, Ахмад Аджадж, а также иорданский студент Ияд Исмаил, подогнавший заминированную машину на подземную стоянку ФБР. 

 ФБР предложило Абд аль-Рахману Ясину сделку. За сотрудничество со следствием ему обещали существенно облегчить наказание. Ясин согласился и даже начал сотрудничать, однако,    усыпив бдительность ФБР, он, улучив первую же возможность, вышел из-под наблюдения «наружки» и бежал в Иорданию, а от туда домой в Ирак. 

Махмуд Абу Халима, ещё один член террористической ячейки Рамзи Юсуфа, 1 марта 1993 г. с помощью личного переводчика «слепого шейха» Сиддика Али вылетел из Нью-Йорка в Саудовскую Аравию, а от туда в Судан. Его имя в скором времени всплыло на следствии, и Соединённые Штаты обратились к правительству Египта с просьбой о его экстрадиции в США.  

Долго ждать не пришлось. В первой половине марта Махмуд Абу Халима навестил своих родителей в Каире и тут же был арестован египетской службой безопасности. Американцы, получив известие об его аресте, не торопились с ним встретиться. Они терпеливо ждали результатов допроса, понимая, что у египетских спецслужб есть свои методы, развязывающие языки, которые официально  были непозволительны в Соединённых Штатах. Специальный самолёт доставил в США опасного преступника и материалы расследования, проведенного в Египте. Результаты превзошли все ожидания. Под пытками Абу Халима признался, что его группировка готовила покушение на президента Египта Хосни Мубарака. Покушение должно было состояться во время   предстоящего  визита Мубарака в Нью-Йорк. Тут же, несмотря на все заверения американской стороны в том, что во время официального визита будут предприняты исключительные меры безопасности, египетский президент отменил   поездку в США. 

Выяснилось, что террористическая ячейка Рамзи Юсуфа поддерживала теснейшие связи с египетскими исламскими террористическими организациями «Джихад аль-Ислами аль-Масри» и «аль-Джамаа аль-Исламийя». Тогда же впервые всплыло имя «слепого шейха». По словам Абу Халима, шейх Умар Абд аль-Рахман, вдохновитель убийства президента Египта Анвара Саддата, был главным идеологом исламистов, проживавших на территории Соединённых Штатов.  

    

[1] Химическое удобрение «урия-нитрат» широко используется палестинскими террористами-смертниками. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded